- Одоевский Владимир Фёдорович
Одоевский Владимир Фёдорович (1803/1804 1869), князь, писатель, философ, музыкант и литературный критик, популяризатор научных знаний. Двоюродный брат А. И. Одоевского. С 1826 жил в Петербурге, где приобрёл известность фантастическими рассказами «Пёстрые сказки...» (1833), сатирическими светскими повестями «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1839), романом «Русские ночи» (полностью 1844; переиздан 1975). Петербург место действия или сопутствующий фон описания фантастических событий в повестях Одоевского 1830-х гг.: в «Сказке о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» Невский проспект представлен как место сказочных «заморских» искушений, в «Привидении» повести, воплотившей тему петербургского бюрократического абсурда, сошедший с ума чиновник воображает себя лежащим на полке департаментским делом; в повестях «Реторта», «Насмешка мертвеца» хаос наводнения грозит окостеневшей упорядоченности петербургской светской жизни (см. также «Сказку о том, по какому случаю...»). Автор «Пёстрых сказок» во многом сближался с Н. В. Гоголем; известно намерение Одоевского и Гоголя издать альманах «Двойчатка», в котором они хотели представить все социальные «этажи» Петербурга. Одоевский один из создателей портрета светского Петербурга, города, где можно блистать на балах и делать карьеру (повести «Чёрная перчатка», «Свидетель»). В «Петербургских письмах» (1835, не окончены) образ Петербурга определяет коллизию повести крушение «петербургской мечты» неофита-москвича. Необычно и полемически решает Одоевский тему «Москва Петербург» в неоконченном технократическом романе-утопии «4338-й год»: здесь Петербург, город пятого тысячелетия, сливается с Москвой и преодолевает свою «особность» от России; облик и климат столицы преобразованы волшебством техники, устранена угроза наводнений. Одоевский в своём творчестве не прошёл мимо и «петербургского мифа» (о создании северной столицы); в романтическую повесть «Саламандра» (1841, 1844) он ввёл предание о строительстве Петербурга, стилизованное под финскую легенду: Пётр I, безуспешно пытавшийся построить город на болоте, выковал его, подняв в воздух, и опустил на землю. Чудесно созданный Петербург символизирует одновременно и дерзкое творчество Петра-демиурга, и гибельную непрочность его творения. В начале 1830-х первой половине 1840-х гг. Одоевский известен и как хозяин литературного салона (см. Одоевского салон). В 182639 жил в Мошковом переулке (ныне участок домов 13 по Запорожскому переулку), в 184041 на набережной р. Фонтанки, 35, в 1842 на Литейном проспекте, 36/2. В Петербурге занимался филантропической деятельностью (учредитель Общества посещения бедных, 184655), издавал журнал для крестьян «Сельское чтение» (184348), с 1846 служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея (в его здании, ныне набережная Красного Флота, 44, Одоевский жил в последние петербургские годы); по инициативе Одоевского в 1861 коллекции Румянцевского музея перевезли в Москву. В 1862 возвратился в Москву и сам Одоевский . Опубликованный в Москве «Дневник» Одоевского содержит воспоминания о его жизни в Петербурге.
Литература:
В память о князе В. Ф. Одоевском, М., 1869;
Лотман Ю. М., Символика Петербурга и проблемы семиотики города, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 18, Тарту, 1984.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.